Top.Mail.Ru

История православных икон

История православных икон
Содержание

    Иконы православной церкви отражают духовные и культурные особенности каждого исторического периода. В них закладывается божественная благодать, и верующие с почтением, благоговением и уважением относятся к изображениям святых. Считается, что именно через иконы проще вести диалог с Богом и святыми, так как они являются материальным воплощением первообраза.

    В учении об иконопочитании сказано, что чем больше мы смотрим на иконы, тем больше развивается любовь к Богу и изображенным святым и тем глубже наше восприятие. Это действительно так. Икона православная дает уверенность в том, что божественное рядом.

    Иконы несут в себе разную силу и каждая имеет свое предназначение. Определены основные разновидности икон относительно их значения и места расположения: запрестольная, мироточивая, явленная, надвратная, чудотворная, нательная и др. Давайте немного углубимся в историю и рассмотрим, как же развивалась иконопись в России – этому искусству уже более 1000 лет!

    История иконописи на Руси

    История иконописи на Руси берет свое начало с принятия христианства. Точная дата неизвестна: ученым не удалось установить, кто и когда написал первую икону, но определено, что иконопись была уже в X столетии. Поэтому мы можем говорить: история иконописи ведется с первых лет принятия христианства на Руси, имеет свои корни в византийском искусстве и развивалась параллельно с формированием православной церкви.

    Вплоть до XVII века русская иконопись была основой древнерусской культуры. Чтобы ускорить распространение христианства, князь Владимир в первое время ввозил иконы из Херсонеса. Затем были приглашены Византийские мастера, которым было поручено расписывать церкви. В первое время их строили из белого камня, внутренние стены украшали мозаикой. Византийские мастера обучали местных мастеров, передавая им свой опыт, – за счет этого иконопись развивалась более активно.

    Не только Владимир, но и другие князья привезли в Киев и города Киевской Руси множество святых изображений из-за границы. К XIII веку образовался центр иконописи, который сосредоточился во Владимиро-Суздальском княжестве. Местные мастера не просто копировали техники – они выработали свой уникальный стиль, создавая традиции иконописи. Мастера переходили работать в различных городах Руси, в том числе в Московском княжестве. И можно заключить, что древнерусское искусство – иконопись – в этот период пережевало свой расцвет.

    Своего пика иконописание в Москве достигло к XV столетию – к этому времени Московское княжество стало центром иконописи, сюда съезжались мастера из разных стран для обмена опытом и совершенствования техники. Наступило время появления гениев иконописного искусства, таких как Андрей Рублев. Андрей Рублев создавал выразительные образы, используя различные оттенки, сейчас его иконы представляют и религиозную, и художественную, и культурную ценность.

    украшение

    Подберём для вас
    идеальное украшение

    Оставьте заявку,
    и наши менеджеры свяжутся с вами

    Постепенно от моноизображений Бога, Богоматери и святых иконописцы перешли к минеям. Со старославянского языка "минея" переводится как "месячный". На минее изображали и продолжают изображать всех святых, которых почитают в конкретный месяц. Соответственно, может быть всего 12 разновидностей миней. Иногда делают минеи сразу для нескольких месяцев, а также из нескольких миней делают годовые. Если они имеют складывающиеся створки, их называют диптихами.

    Минеи начали писать в 1520-1530-х годах. За основу были взяты богословные летописные произведения, собранные Макарием – Митрополитом Московским и Всея Руси. К середине XVI века ему удалось собрать 12 больших томов, и в них содержались духовная и художественная литература, жития святых, церковные уставы и повести. Многие уникальные произведения сохранились только благодаря Митрополиту Макарию.

    Минейские иконы до времен Петра I стали культурообразующим звеном для православного народа. По сюжетам, отраженным в минеях, складывали песни, народные предания. Для неграмотного населения иллюстрации библейских сюжетов стали единственной возможностью для знакомства с самой книгой – Библией. К тому же иконы служили своего рода календарем. Они напоминали, какой сегодня день, кому нужно молиться, кого почитать, кого просить об исцелении в случае болезни.

    После реформ Петра I развитие иконописи замедлилось, несмотря на сильное влияние церкви на все сферы жизни. Были выработаны техники, которые претерпевали лишь незначительные изменения, связанные в появлением новых технологий для обработки дерева, работы с металлом, драгоценными камнями и другими сложными материалами.

    Самые почитаемые и известные иконы православной церкви

    В число самых почитаемых входят иконы с изображением Иисуса Христа. Они занимают центральное место в православии. Изображают Христа по-разному. Наиболее часто можно встретить следующие сюжеты:

    • Спас Нерукотворный. Икона-напоминание о чудесном отпечатке на убрусе лика Господа.
    • Спаситель на престоле или "Пантократор". Иллюстрирует всемогущество и божественное происхождение Христа.
    • Спас в силах. Отражает сюжет второго пришествия Христа.
    • Сцена крещения.
    • Распятие Христа.
    • Сцена входа Иисуса Христа в Иерусалим.

    Также есть редкие иконы, которые отражают самые разные грани земной жизни Христа. Некоторые изображают его как Доброго Пастыря, Учителя… Достаточно много интересных сюжетов, которые дают нам возможность вспомнить Библию.

    Самые почитаемые и известные иконы:

    Икона Владимирской Богородицы. Эта святыня наиболее почитаема на протяжении многих веков. К ней обращались за помощью в самые сложные исторические периоды: во времена татаро-монгольских нашествий, засухи, восстаний. Считается, что икона помогла сохранить единство и целостность страны в переломные моменты. Она есть практически во всех церквях, монастырях, а также в домах православных верующих.

    Икона Казанской Богородицы. Считается, что она приносит счастье, – в свое время она была покровительницей царской семьи. Некоторые размещают ее у детских кроваток, чтобы новорожденный был под дополнительной защитой Богородицы. Были случаи исцеления, поэтому некоторые молятся ей при появлении хвори и болезни.

    Икона святого Николая Чудотворца. Он считается заступником и защитником тех, кто находится в уязвленном состоянии, нуждается в помощи, опеке, кого незаслуженно обижают, притесняют. Икона святого Николая Чудотворца считается одной из самых распространенных – ее можно встретить в православных храмах в разных уголках мира.

    Икона Святого Архангела Михаила. В большей степени ей поклоняются военные, полицейские и другие государственные служащие, стоящие на страже порядка и мира. Святого Архангела Михаила просят о защите от вражеских нападений, о победе над врагами, об успехах при конфликтах и междоусобицах.

    Икона Матроны Московской. Несмотря на то, что эта икона появилась в XX веке, она достаточно быстро вошла в список самых почитаемых. У Матроны просят об исцелении, счастье, материнстве, достатке, удаче. Еще при жизни Матрона говорила о том, что она, несмотря на слепоту, все слышит, видит и понимает. К ней можно обратиться с любой проблемой.

    Самые почитаемые иконы нередко подделывают, особенно, когда речь идет об антиквариате. Лжеиконы не несут никакой божественной силы, не представляют собой предмет художественной ценности. Мало того, хранение таких икон и поклонение им считается предательством веры. И дело не в том, что поддельные изделия менее ценные, а в том, что здесь есть сам факт лжи.

    С целью предотвращения продажи поддельных икон проводится аутентификация. Если речь идет об иконах, представляющих собой ювелирную ценность, проводится их оценка. При покупке старых икон следует запрашивать у продавца наличие подтверждающей документации, также можно провести независимую экспертную оценку – она позволит убедиться в том, что вы приобретаете подлинную православную реликвию.

    Икона в современном ювелирном искусстве

    Ювелирные иконы несут огромную ценность в современном ювелирном искусстве. Дело не только в ювелирной ценности, инкрустации полудрагоценными и драгоценными камнями, а в том, что иконы пишутся в строгом соответствии с канонами православной церкви с применением специальных техник:

    1. Живопись яичными красками: Традиционно для иконописи используют натуральные пигменты, смешанные с яичным желтком, что придает краскам особую насыщенность и прочность.
    2. Золочение: Часто на иконах использовались золотые покрытия, которые символизируют свет духовного мира. Золочение может быть выполнено с помощью нанесения тончайшего золотого слоя тоненькой кистью.
    3. Бороздчатая техника: Для передачи объемности и текстуры одежды святых на иконах краску наносят слоями с различной текстурой.
    4. Использование символов: Каждая деталь на иконе имеет символическое значение, поэтому художник должен владеть навыком передачи символики через изображение различных элементов.
    5. Молитвенная атмосфера: При создании иконы важно создать специальную молитвенную атмосферу, которая поддерживает святость и духовный смысл произведения.

    Использование этих техник помогает художникам передать не только внешний облик святых, но и их душевное состояние и духовное значение, делая каждую икону уникальным и важным объектом для верующих.

    При написании православной иконы существуют определенные каноны, которые обязан соблюдать иконописец, чтобы изображение соответствовало духовным и символическим требованиям церковной традиции. Вот некоторые основные каноны, которые необходимо соблюдать:

    1. Пропорции: Святые на иконе должны быть изображены в строго определенных пропорциях. Например, голова Иисуса Христа должна быть больше, чем голова апостола, что символизирует их духовное достоинство.
    2. Жесты и позы: Жесты и позы святых должны быть выразительными и символичными. Например, хранительный жест, благословение или жест молитвы должны передавать духовное учение и особенности данного святого.
    3. Цвета: Цвета на иконе также имеют свое значение. Например, белый цвет символизирует чистоту и святость, синий – небо и духовность, красный – кровь мучеников.
    4. Взаимное расположение святых: При изображении нескольких святых на иконе их взаимное расположение и жесты должны отражать их отношения и духовную связь.
    5. Изображение лиц: Лица святых на иконе должны быть стилизованы и выразительны, без лишних деталей. Глаза обычно изображаются взглядом в душу, символизируя внутреннее осознание Божественной истины.
    6. Ореолы и символы: Святые на иконе часто изображаются с ореолами или атрибутами, которые помогают идентифицировать их историю и миссию.

    Соблюдение этих канонов помогает сохранить духовную ценность икон, передать правильное учение церкви и сохранить связь с традициями православного искусства. Каждая деталь на иконе имеет своё символическое значение и призвана напоминать верующим о духовной реальности и Божественном милосердии. Значимую ценность предает иконе ручная работа.

    Выбирают ювелирные иконы с изображением почитаемых святых, которые оберегают нас. В церквях, а также в частных коллекциях достаточно много различных образов на иконах достаточно разных размеров.

    Если вы хотите, чтобы был изображен ваш Ангел-хранитель или был воссоздан определенный образ Христа, можно сделать индивидуальный заказ у ювелиров. Также могут быть нанесены цитаты из Библии, выдержки из речей Святых и другие надписи. Разнообразие ювелирных икон впечатляет, а также впечатляет мастерство современных ювелиров – они вручную создают настоящие произведения искусства!

    В последнее время наблюдается большой спрос на нательные ювелирные иконы. Их преимущество и удобство в маленьких размерах, они всегда находятся рядом с обладателем. Их носят под одеждой, чаще всего на золотой, серебряной цепочке или же на шнурке. Допускается ношение вместе с крестиком – именно так делали жители Византии. При этом, Православные подвески с изображением святых на финифти несут в себе дополнительную ювелирную ценность, ведь нужно обладать особым мастерством, чтобы четко изобразить образ святого, черты лица, читабельные символы на таком маленьком холсте. Поистине, настоящее современное ювелирное искусство!

    В современном искусстве нательные иконы стали особой вехой. Обратите внимание на сложность изготовления образков, на интересное сочетание камней и оригинальность узоров. Несмотря на всю красоту, не стоит воспринимать ювелирные иконы и изделия как украшение или талисман – это символ веры, и он носит сакральный смысл! При изготовлении ювелирных икон в полной мере сохраняются традиции иконописи и православия!

    Нет времени разбираться?

    Пожалуйста, укажите свой номер телефона, и мы свяжемся с вами

    Оставляя заявку, я соглашаюсь с обработкой моих персональных данных в соответствие с Политикой конфиденциальности и получением рекламных и маркетинговых сообщений